• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

125009 Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 4, офис 401 (м. Пушкинская, Тверская)

Тел.: (495) 650 32 20, 650 17 70, 8 (495) 772 95 90 *22466, *22463, *22533

E-mail: bank@hse.ru

Книга
The Palgrave Handbook of Unconventional Risk Transfer

Solodkov V. M., Tsyganova Y.

Palgrave Macmillan, 2017.

Глава в книге
Макроэкономические и институциональные детерминанты доходности российских банков

Белоусова В. Ю., Карминский А. М., Козырь И. О.

В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн.. Кн. 1. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 169-179.

Препринт
Bank ownership and profit efficiency of Russian banks

Belousova V., Karminsky A. M., Kozyr I.

BOFIT Discussion Papers. DP. Bank of Finland Institute for Economies in Transition, 2018. No. 5.

Эксперты АРБ: саморегулирование в банковской отрасли неактуально

В рамках открытой дискуссии по вопросам развития конкуренции, прошедшей в Ассоциации российских банков, эксперты положительно оценили реформу регулятора, негативно – создание института саморегулирования, настороженно – первое чтение законопроекта по пропорциональному регулированию

Под впечатлением от съезда

Круглый стол в Ассоциации российских банков состоялся на следующий день после нашумевшего съезда. И, в некоторой степени, это мероприятие стало очевидным продолжением дискуссии на съезде.

Сергей Балакин, председатель правления Фора-Банк, озвучил свою позицию по ряду ключевых проблем, которые мешают сегодня развитию конкуренции в банковской отрасли:

- Во-первых, я не уверен, что крупный банк более финансово устойчив, чем мелкий. А нарушение конкуренции приводит к тому, что проигрывают все. В частности, это приводит к тому, что стоимость банковских услуг для клиентов возрастает. Во-вторых, нам нужно дать оценку расширению надзора, который мы видим. И дать оценку тому, что сегодня мы имеем шесть разных надзоров от ЦБ. В-третьих, мы опасаемся, что расширение надзора приведет к тому, что увеличивается нагрузка на коммерческие банки. Речь идёт и о законе 115 и о возложении ответственности при невозможности выполнять свои обязательства, вопросы, касающиеся судебных процедур по обращению взыскания заложенного имущества и другие.

Вадим Лосев, первый заместитель председателя «Нефтепромбанка» положительно оценил планы регулятора по реформе надзора:

- Ясно, что любая деятельность должна регулироваться. Если говорить о сегодняшнем моменте, то, то что декларируется со стороны ЦБ, выглядит красиво. И, если все эти планы реализуются, то нам будет работать куда более удобно.

Вместе с тем, банкира беспокоит проблема, которая уже набила оскомину – противопоставления регулятора и банков в части оценки риска.

- Мы сами прекрасно осознаем риски. Вот недавно мы получили требование ЦБ досоздать резерв по одному выданному нами кредиту. Но дело в том, что мы сами, ранее получив информацию по заёмщику, этот резерв досоздали. Самостоятельно. Это я к тому, что мы сами заинтересованы в том, чтобы работать и работать долго. Хотелось бы, чтобы регулятор не видел в нас врагов. Я работаю в «Нефтепромбанке» с 1994 года.

По убеждению Лосева, размер банка не есть гарантия его устойчивости. А вся надёжность госбанка заключается в том, что государство его в случае чего поддержит. Не более того, уверен банкир.

Региональные банки под угрозой вымирания

Зашла речь о пропорциональном регулировании.

Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики, рассказал собравшимся о том, что внимательно прочитал законопроект о пропорциональном регулировании, который прошёл недавно первое чтение в Госдуме:

- Но я не нашёл там никаких конкретных льгот для создаваемых региональных банков. Создаётся впечатление, что регионалам хотят, вместо «пряников» ещё и урезать сферы для деятельности. Моя идея проста: те банки, которые являются небольшими, должны иметь льготный режим регулирования. В США, например, такие кредитные учреждения могут позволить себе более высокие проценты по депозитам и более низкие проценты по кредитам. А вот в федеральном банке с клиента вполне могут взять комиссию за пользование банковской картой.

По словам Солодкова, если региональным банкам не дать преференции, они просто уйдут с рынка. Привлекать депозиты по повышенным ставкам они не могут – есть правило средней ставки по 10-и крупным банкам плюс 2 процентных пункта. С точки зрения активов такие банки также находятся в невыгодном положении, поскольку юридические лица мигрируют в крупные банки и там же кредитуются:

- В прошлом году активы МФО выросли на 60%. И примерно на такую величину сократились активы мелких и средних банков. Если эти тренды сохранятся, то у нас вместо банков вскоре будут работать МФО. А МФО привыкли свои риски перекладывать на плечи заёмщика. Если же начать более жёстко регулировать МФО, то мы получим просто чёрный рынок, а не решение проблемы.

ССВ для юридических лиц?

Другая идея профессора Василия Солодкова заключается в том, чтобы создать систему страхования вкладов для юридических лиц:

- Её нужно было создать ещё 10 лет назад. Только так можно сохранить пассивную базу для небольших банков. В США нет понятия юридического и физического лица – там страхуют счета всех, кто к ним приходит – на $250 тыс.

В связи с ССВ эксперты вспомнили и о такой проблеме, как «профессиональные вкладчики» - те, кто раскладывает в рамках законодательства денежные средства в пределах суммы, гарантированной АСВ.

Сергей Балакин считает, что с этой проблемой нужно что-то делать, поскольку это ставит систему в уязвимое положение. Вадим Лосев с ним не согласен:

- Я раньше тоже придерживался такого мнения и говорил, что даже казино не следует запрещать. Однако я поменял мнение. Уверен, что ССВ – вещь положительная. Не было бы ССВ, наша банковская система уже несколько раз могла исчезнуть.

Наконец, затронули такой вопрос, как саморегулирование.

Саморегулирование в банках?

- Вчера, на съезде АРБ Эльвира Набиуллина затронула эту тему – что нужно создать механизм, чтобы банки обеспечивали самоконтроль, выявляя недобросовестных коллег, - вспомнил Гарегин Тосунян, президент АРБ, - Это очень сложный вопрос.

Василий Солодков связал создание механизма саморегулирования с доверием к власти:

- Я помню, как много лет назад я ехал по МКАДу и меня пытались подставить две машины. Я позвонил в службу доверия и знаете, что мне ответили? «Не мешайте нам работать!» была реакция милиции.

Солодков положительно оценивает изменения, которые происходят в ЦБ:

- Мы видим, что в ЦБ проходят очень хорошие перемены. Меняется состав. Мы учим инспекторов с 2003 года, и видим, что приходят молодые и мотивированные сотрудники, которые нацелены на решения задач. Тем не менее, саморегулирование связано со сменой ментальности не только сотрудников ЦБ. Не думаю, что саморегулирование в банках – вопрос ближайшего времени.

Сергей Балакин и Вадим Лосев в целом с Солодковым согласились.

(Федор Чайка, ссылка на статью на сайте Finversia от 30.03.2017)