• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, кабинет М20-541. Проезд: м. Лубянка, м. Китай-город.

+7 (495) 772 95 90 доб. 22463/ 22484/ 22454

e-mail: bank@hse.ru

Мы в Telegram и Вконтакте
 

Книга
Мировая экономика в период больших потрясений

Бобылев С. Н., Голяшев А. В., Григорьев Л. М. и др.

М.: ИНФРА-М, 2022.

Глава в книге
Post-industrial, Post-pandemic? The Service Economy in the Wake of COVID-19

Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Z. et al.

In bk.: COVID-19 and Society. Socio-Economic Perspectives on the Impact, Implications, and Challenges. Cham: Springer, 2022. Ch. 6. P. 95-128.

Препринт
Evaluating the 2013 Islamic Banking Regulation Capital Reform Implication for the Valuation of the Islamic Banks

Stefanenko V., Савенко Д. А., Penikas H. I.

2021 International Conference on Sustainable Islamic Business and Finance. 5-6 Dec. 2021. IEEE, 2021

Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность

Несмотря на то что власти продекларировали снижение военных трат на 6% в год, все равно треть нового трехлетнего бюджета — это оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Свое мнение о Проекте федерального бюджета на 2017–2019 годы высказали эксперты

В свое время такая структура расходов была характерна для Советского Союза. При этом, по мнению большинства опрошенных «МК» экспертов, цена вопроса для экономики очень высока: уже в 2017 году власти, борясь с бюджетным дефицитом, полностью израсходуют Резервный фонд, да еще и займут огромные средства как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, специалисты отметили, что документ не содержит амбициозных задач и даже намеков на технологический прорыв. Тем не менее проект бюджета-2017–2019 был 13 октября одобрен на заседании правительства. 28 октября он поступит в Госдуму.

Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:

— Бюджетная трехлетка, вновь намеченные приоритеты, то, что финансирование социалки не снижается, — это, конечно, хорошо. Плюс налоги, с некоторыми оговорками, не повышаются.

Но я не могу назвать этот проект каким-то прорывным. Наоборот, он демонстрирует, что экономическая политика в стране меняться не будет.

Целевые показатели по росту экономики, инвестициям крайне неамбициозны. Хотелось бы увидеть в документе среднегодовые темпы роста ВВП в 2017–2018 годах хотя бы на уровне 2,5–3%, рост инвестиций в основной капитал по 5–10% в годовом выражении в зависимости от сектора, инфляцию на конец 2017 года в диапазоне не выше 4–5%.

По данным опроса «Левада-Центра», россияне за год стали меньше доверять государственным структурам. Рейтинг правительства снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. По сути, это означает существование в обществе некоего запроса на перемены.

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»:

— Проект федерального бюджета на 2017–2019 годы формировался исходя из пессимистических оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости «черного золота», — крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках.

Даже если ключевые показатели — такие как цены на нефть — будут на порядок выше, чем заложено в проекте бюджета, ожидать, что будет зафиксирован профицит, не стоит, поскольку расходы на оборонку будут только увеличиваться в ближайшие годы, причем в уведомительном порядке.

Нельзя не отметить, что бюджет на предстоящие три года предполагает изменение «географических аспектов». Скажем, если госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года, то расходы на программу социально-экономического развития Калининградской области будут увеличены на 67,8%. Также планируется существенно увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в этом округе.

Однако самое интересное — это источники финансирования нового бюджета. Правительство страны планирует серьезно «опереться» на долговой рынок. Минфин увеличит объем заимствований на внутреннем рынке более чем в три раза по сравнению с 2016 годом — до 1,05 трлн руб. в год, в то время как объем займов на внешнем рынке может вырасти более чем в два раза — до $7 млрд.

Виталий БАГАМАНОВ, управляющий директор БКС «Ультима»:

— Новый бюджет характерен тем, что в нем правительство постаралось максимально сократить дефицит. При этом, по большому счету, власти охраняют социальную направленность. Так, расходы на социальную политику увеличиваются с 4,631 трлн руб. в нынешнем году до 5,1 трлн руб.

Что касается параметров, которые использовались в расчетах, то сейчас они кажутся слишком консервативными. В частности, на 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель, хотя есть высокая вероятность, что цены вырастут. В расчетах на 2018–2019 годы стоимость нефти составляет $55 за баррель. При этом курс рубля в прогнозе составляет 67 за доллар.

Отдельно стоит отметить, что бюджет базируется на темпах инфляции в 4% уже в 2017 году. На этом построены все индексации, включая рост тарифов. Учитывая, что сейчас ЦБ, МЭР и Минфин принимают этот показатель за базовую величину, есть реальные основания предполагать достижение этой цели в следующем году. Это, конечно, будет историческим событием для российской экономики. В таких условиях можно будет ждать сильнейшего снижения ставок в экономике и повышения экономической, потребительской и кредитной активности в 2018–2019 годах, поэтому, скорее всего, параметры бюджета необходимо будет пересмотреть достаточно серьезно на последующие годы.

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:

— По факту это проект бюджета воюющей страны, притом что никто на нас реально нападать не собирается. На национальную оборону в 2017 году будет потрачено 17,6% бюджета, а на безопасность и правоохранительную деятельность — 12,2%.

Для сравнения. На здравоохранение предусмотрено 2,3%, на образование — 3,5%. Общие ресурсы, направляемые в отечественную экономику, на 5% меньше, чем чисто военные ассигнования.

Такая структура расходов характерна для страны, которая ведет боевые действия. Нам говорят, что компания в Сирии не отнимает дополнительных средств Минобороны. Может, так оно и есть, но в этом случае имеет смысл сократить финансирование этого ведомства.

К сожалению, властями не выучен один простой урок. Одной из причин краха СССР были чрезмерные траты на ВПК с одновременным падением цен на углеводороды. В 1980-е годы мы делали больше всех в мире танков и подводных лодок, которые до сих пор не можем утилизировать.

Я считаю, что, выделив 3,5% на образование, правительство уже сейчас закладывает будущую неконкурентоспособность российской науки, которая должна активно участвовать в инновационном процессе, производя новые технологии. Как раз на это часто сетует наш президент.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2017:

Доходы — 13,492 трлн рублей.

Расходы — 16,160 трлн рублей.

Дефицит — 3,2% ВВП.

Финансирование дефицита:

Внутренние заимствования — до 1,05 трлн рублей.

Внешние — до $7 млрд.

Резервный фонд на конец 2017 года — 0 рублей.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — 3,973 трлн рублей.

Средняя цена по году нефти марки Urals — $40 за баррель.

( Леонид Беррес, газета "Московский комсомолец" №27229 от 14 октября 2016. Ссылка на статью на сайте MK.RU)