• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, кабинет М20-541. Проезд: м. Лубянка, м. Китай-город.

+7 (495) 772 95 90 доб. 22463/ 22484/ 22454

e-mail: bank@hse.ru

Мы в Telegram и Вконтакте
 

Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность

Несмотря на то что власти продекларировали снижение военных трат на 6% в год, все равно треть нового трехлетнего бюджета — это оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Свое мнение о Проекте федерального бюджета на 2017–2019 годы высказали эксперты

В свое время такая структура расходов была характерна для Советского Союза. При этом, по мнению большинства опрошенных «МК» экспертов, цена вопроса для экономики очень высока: уже в 2017 году власти, борясь с бюджетным дефицитом, полностью израсходуют Резервный фонд, да еще и займут огромные средства как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, специалисты отметили, что документ не содержит амбициозных задач и даже намеков на технологический прорыв. Тем не менее проект бюджета-2017–2019 был 13 октября одобрен на заседании правительства. 28 октября он поступит в Госдуму.

Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:

— Бюджетная трехлетка, вновь намеченные приоритеты, то, что финансирование социалки не снижается, — это, конечно, хорошо. Плюс налоги, с некоторыми оговорками, не повышаются.

Но я не могу назвать этот проект каким-то прорывным. Наоборот, он демонстрирует, что экономическая политика в стране меняться не будет.

Целевые показатели по росту экономики, инвестициям крайне неамбициозны. Хотелось бы увидеть в документе среднегодовые темпы роста ВВП в 2017–2018 годах хотя бы на уровне 2,5–3%, рост инвестиций в основной капитал по 5–10% в годовом выражении в зависимости от сектора, инфляцию на конец 2017 года в диапазоне не выше 4–5%.

По данным опроса «Левада-Центра», россияне за год стали меньше доверять государственным структурам. Рейтинг правительства снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. По сути, это означает существование в обществе некоего запроса на перемены.

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»:

— Проект федерального бюджета на 2017–2019 годы формировался исходя из пессимистических оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости «черного золота», — крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках.

Даже если ключевые показатели — такие как цены на нефть — будут на порядок выше, чем заложено в проекте бюджета, ожидать, что будет зафиксирован профицит, не стоит, поскольку расходы на оборонку будут только увеличиваться в ближайшие годы, причем в уведомительном порядке.

Нельзя не отметить, что бюджет на предстоящие три года предполагает изменение «географических аспектов». Скажем, если госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года, то расходы на программу социально-экономического развития Калининградской области будут увеличены на 67,8%. Также планируется существенно увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в этом округе.

Однако самое интересное — это источники финансирования нового бюджета. Правительство страны планирует серьезно «опереться» на долговой рынок. Минфин увеличит объем заимствований на внутреннем рынке более чем в три раза по сравнению с 2016 годом — до 1,05 трлн руб. в год, в то время как объем займов на внешнем рынке может вырасти более чем в два раза — до $7 млрд.

Виталий БАГАМАНОВ, управляющий директор БКС «Ультима»:

— Новый бюджет характерен тем, что в нем правительство постаралось максимально сократить дефицит. При этом, по большому счету, власти охраняют социальную направленность. Так, расходы на социальную политику увеличиваются с 4,631 трлн руб. в нынешнем году до 5,1 трлн руб.

Что касается параметров, которые использовались в расчетах, то сейчас они кажутся слишком консервативными. В частности, на 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель, хотя есть высокая вероятность, что цены вырастут. В расчетах на 2018–2019 годы стоимость нефти составляет $55 за баррель. При этом курс рубля в прогнозе составляет 67 за доллар.

Отдельно стоит отметить, что бюджет базируется на темпах инфляции в 4% уже в 2017 году. На этом построены все индексации, включая рост тарифов. Учитывая, что сейчас ЦБ, МЭР и Минфин принимают этот показатель за базовую величину, есть реальные основания предполагать достижение этой цели в следующем году. Это, конечно, будет историческим событием для российской экономики. В таких условиях можно будет ждать сильнейшего снижения ставок в экономике и повышения экономической, потребительской и кредитной активности в 2018–2019 годах, поэтому, скорее всего, параметры бюджета необходимо будет пересмотреть достаточно серьезно на последующие годы.

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:

— По факту это проект бюджета воюющей страны, притом что никто на нас реально нападать не собирается. На национальную оборону в 2017 году будет потрачено 17,6% бюджета, а на безопасность и правоохранительную деятельность — 12,2%.

Для сравнения. На здравоохранение предусмотрено 2,3%, на образование — 3,5%. Общие ресурсы, направляемые в отечественную экономику, на 5% меньше, чем чисто военные ассигнования.

Такая структура расходов характерна для страны, которая ведет боевые действия. Нам говорят, что компания в Сирии не отнимает дополнительных средств Минобороны. Может, так оно и есть, но в этом случае имеет смысл сократить финансирование этого ведомства.

К сожалению, властями не выучен один простой урок. Одной из причин краха СССР были чрезмерные траты на ВПК с одновременным падением цен на углеводороды. В 1980-е годы мы делали больше всех в мире танков и подводных лодок, которые до сих пор не можем утилизировать.

Я считаю, что, выделив 3,5% на образование, правительство уже сейчас закладывает будущую неконкурентоспособность российской науки, которая должна активно участвовать в инновационном процессе, производя новые технологии. Как раз на это часто сетует наш президент.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2017:

Доходы — 13,492 трлн рублей.

Расходы — 16,160 трлн рублей.

Дефицит — 3,2% ВВП.

Финансирование дефицита:

Внутренние заимствования — до 1,05 трлн рублей.

Внешние — до $7 млрд.

Резервный фонд на конец 2017 года — 0 рублей.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — 3,973 трлн рублей.

Средняя цена по году нефти марки Urals — $40 за баррель.

( Леонид Беррес, газета "Московский комсомолец" №27229 от 14 октября 2016. Ссылка на статью на сайте MK.RU)