• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, кабинет М20-541. Проезд: м. Лубянка, м. Китай-город.

+7 (495) 772 95 90 доб. 22463/ 22484/ 22454

e-mail: bank@hse.ru

Мы в Telegram и Вконтакте
 

Когда закончится Резервный фонд, зависит от степени глупости

Резервный фонд может закончиться уже в 2017 году. Это уже не только предположение экспертов, но и прогнозы самого Минфина. Вариантов того, откуда власти будут брать деньги на покрытие дефицита бюджета после того, как деньги в кубышке иссякнут, немного: могут сократить бюджетные расходы, занять денег у иностранных инвесторов или у населения, повысить налоги или отменить индексацию пенсий и зарплат, рассказывают ПРОВЭДу экономисты Высшей школы экономики

Сколько в кубышке

Напомним, у России несколько резервов. Средства из Резервного фонда предназначены для покрытия дефицита бюджета в случае снижения поступлений доходов от нефти, а Фонд национального благосостояния (ФНБ) призван сглаживать проблемы в системе пенсионного обеспечения. Резервный фонд в отличие от ФНБ тратится больше и быстрее. С начала 2016 года он сократился на 1184,47 млрд рублей (на 1 января 2016 года составлял 3640,57 млрд рублей), с начала 2015 года – почти в 2 раза – на 2489,39 млрд рублей (на 1 января 2015 года составлял 4945,49 млрд рублей).

Сейчас в Резервном фонде (по состоянию на 1 июля 2016 года) – 2456,10 млрд рублей, или 38,22 млрд долларов. В ФНБ на 1 июля – 4675,36 млрд рублей, или 72,76 млрд долларов.

rezerv

Внутренние и внешние заимствования

По мнению ведущего научного сотрудника Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, на помощь бюджету придут средства из ФНБ и заимствования – как внешние, так и внутренние.

– По моей оценке, средства Резервного фонда закончатся в следующем году, и власти будут искать ресурсы для покрытия бюджетного дефицита в Фонде национального благосостояния, а также будут покрывать дефицит за счёт увеличения внутренних заимствований. Я имею в виду рынок ОФЗ – облигаций федерального займа. Также, возможно, возродится рынок ГКО – государственных краткосрочных облигаций, – поясняет экономист.

Ещё один вариант решения проблемы – сокращение статей расходов. В минувший понедельник правительственная бюджетная комиссия одобрила замораживание бюджетных расходов в номинальном выражении на уровне 15,78 трлн рублей в год до 2019 года включительно. Окончательное решение будет принимать правительство. По словам Андрея Чернявского, скорее всего, власти пойдут именно по этому пути.

– Судя по сообщениям в прессе, будет сокращено большинство статей бюджета, за исключением расходов на пенсии, процентных расходов (расходов на обслуживание госдолга – прим. ред.) и некоторых программ. При этом расходы по большей части программ будут сокращены, – говорит он.

Налоги и пенсии до выборов трогать не будут

По оценке профессора департамента финансов НИУ ВШЭ Александра Абрамова, Резервный фонд также продержится около года. При этом экономист надеется на то, что средства ФНБ для покрытия дефицита бюджета в Минфине трогать не будут.

– Самый главный способ сбалансировать финансы – это уменьшить расходы. Этот путь был бы самым безболезненным для экономики и финансов. Если же на покрытие дефицита бюджета пойдёт Фонд национального благосостояния – это будет плохо, поскольку это будет свидетельствовать о том, что дела у нас идут неважно. Это был бы очень плохой сигнал для мира, для инвесторов, да и для российских предпринимателей, – объясняет он.

Деньги из ФНБ, по его мнению, не стоит тратить даже на инвестиционные проекты. Вероятность того, что они будут потрачены с умом, очень мала.

– Опыт показал, как только находится первый проект, куда государство готово инвестировать, сразу выстраивается очередь разных проектов, из которых половина неэффективны. Туда выстраиваются люди с хорошими лоббистскими возможностями, но вопрос о том, насколько будет эффективно вложение средств в эти проекты, остаётся открытым. Мне кажется, лучше ящик Пандоры не открывать, – поясняет он.

Среди возможных решений проблемы дефицита бюджета Александр Абрамов также видит в экономии на инвестициях и военных расходах.

– Можно урезать инвестиции в экономику, это было бы безболезненно. Второй путь – экономия на военных расходах: они самые большие. Но для этого нужно, чтобы произошли серьёзные изменения в геополитике, во взаимоотношениях с другими странами. Если этого не произойдёт, придётся и дальше терпеть эти большие военные расходы, – отмечает он.

По мнению экономиста, до 2018 года власти не будут предпринимать никаких резких шагов в отношении налогов и социальных обязательств, но после того как выборы закончатся, сразу об этом вспомнят.

– Я думаю, каких-то серьёзных мер по повышению налогов вплоть до 2018 года не будет, потому что предпринимательская среда будет важной темой президентской кампании. Но судя по высказываниям различных депутатов и представителей парламентского корпуса, существует большое количество людей, желающих повысить налоги – и налог на физических лиц, и НДС, в меньшей степени на корпорации – после 2018 года. Так что вряд ли нам удастся этого избежать, – делится своим прогнозом Александр Абрамов.

Абрамов Александр Евгеньевич
Департамент финансов: Профессор

– Если всё останется, как прежде – доходов нет, экономика стагнирует – то мне, кажется, вероятнее всего, после 2018 года с индексацией пенсий (в 2018 года как-то проиндексируют, найдут деньги) особенно церемониться не будут. Скорее всего, власти будут стараться, чтобы население поучаствовало в сокращении расходов, нежели тратить на это все последние резервы, – добавляет экономист.

Пора мириться с миром и сокращать военные расходы

Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков не видит перспективы внешних займов. При этом он согласен с тем, что государству необходимо сокращать неэффективные расходы, в том числе – военные.

– Внешние заимствования для нас по-прежнему невозможны, поскольку санкции остаются и убирать их причину мы не собираемся. Остаются внутренние заимствования: это позволит нам протянуть какое-то время. Также есть достаточно большие резервы в самом бюджете, – говорит экономист.

– Например, сейчас у нас военные расходы как у воюющей страны, хотя совершенно непонятно, с кем мы собираемся воевать. Пока, видимо, не придумали, кого перевести в статус следующего врага. Также у нас огромные непроизводительные траты. Во сколько обходится переделка Москвы в город, по которому невозможно проехать? А Чемпионат мира по футболу, который никогда не окупится? Строительство нового космодрома при наличии старого и прекрасно действующего? Эманация сверхдержавы нам обходятся очень дорого, не принося никаких дивидендов. В этих условиях сложно сказать, насколько хватит средств Резервного фонда, потому что это зависит от степени глупости и цен на нефть, – объясняет эксперт.

Солодков Василий Михайлович
Директор Банковского института

По мнению Василия Солодкова, России необходимо менять вектор внешней политики: курс на изоляцию успеха не принёс и не принесёт.

– Большие надежды власти возлагали на Китай, но китайцы передают им большой китайский привет, потому что Китаю выгоднее иметь в стратегических партнерах США, а не РФ. С США и Западной Европой мы переругались, нарушив послевоенное устройство мира, послевоенное устройство Европы, в частности, и Хельсинские соглашения. Кто нам будет теперь давать деньги? Ребята из Зимбабве, может быть, помогут? Нам надо либо приходить в сознание и со всем миром мириться, либо экономика будет постепенно переходить в то состояние, в котором она была в конце 80-х годов 20 века. Но если тогда у нас была перспектива и надежда на лучшую жизнь, то сейчас уже надежды нет. Имперская модель неоднократно в течение всей истории человечества показывала, что это абсолютно тупиковый путь, ведущий в никуда, – говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

По словам экономиста, в настоящее время все последствия экономического кризиса перекладываются на плечи населения. Вероятнее всего, этого курса и будут придерживаться власти.

– К примеру, правительство не индексирует заработные платы, как оно это должно делать в соответствии с законом. У нас появляются безумные налоги, безумные штрафы непонятно за что. Пока последствия простые: сужаются реальные доходы населения и сокращаются инвестиции. В этих условиях мало места остается для оптимизма, – подытоживает он.

Не так страшен чёрт, как его малюют

По мнению руководителя департамента экономики НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Сергея Слободяна, ничего страшного в том, что деньги из Резервного фонда закончатся, нет. Вероятнее всего, Россия нарастит внешний и внутренний долг. Многие страны так живут.

– С моей точки, опасения по поводу того, что средства из Резервного фонда скоро закончатся, несколько надуманы. Резервный фонд был создан для сглаживания неблагоприятных макроэкономических условий, грубо говоря, как заначка на чёрный день. Этот чёрный день настал, соответственно, нужно расходовать эту заначку. И расходовать её надо так, как это обусловлено ситуацией, а не размером этой заначки. Хочу отметить, что стран, у которых есть аналоги Резервного фонда, намного меньше, чем стран, у которых Резервного фонда нет, а есть большой долг. Когда у государства есть дефицит, государство берёт в долг: может взять в долг у своих граждан через внутренний долг, а может – у внешних инвесторов, нарастив международный долг. Ничего страшного, когда Резервный фонд закончится, не будет. Просто Россия станет страной, у которой есть некий дефицит, который ежегодно финансируется, к примеру, за счёт заимствований, – говорит экономист.

Слободян Сергей Александрович
Департамент экономики: Доцент

При этом Сергей Слободян отмечает, что в скором времени возможно улучшение экономической ситуации в стране, что снизит нагрузку на бюджет, и такого большого дефицита уже не будет.

– В стране до сих пор наблюдается рецессия, а в условиях экономического спада дефицит всегда вырастает. При этом цены на нефть ниже долгосрочных разновесных цен. Когда экономический спад закончится экономическим ростом и цены на нефть хотя бы немного подрастут, дефицит выйдет на более стабильные цифры. Если смотреть данные по миру, бюджетный дефицит на уровне 2% в год не является чем-то экстраординарным, с таким дефицитом страны живут годами-десятилетиями. Переход к росту российской экономики зависит от того, как его считать. Если считать от кварталу к кварталу, то он, видимо, уже совсем не за горами, может быть, уже будет осенью. Если считать от года к году, то в этом году, наверное, будет ещё небольшой спад, но, мне кажется, что переход росту уже совсем скоро произойдет. Но рост, разумеется, будет очень слабенький, – поясняет он.

Сегодня стало известно о прогнозах Минфина относительно перспектив Резервного фонда. Как пишет Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета на 2017–2019 годы, Минфин ожидает, что Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. Исходя из текущего прогноза Минфина, дефицит бюджет в 2017 году может составить 3,2% ВВП, всего в 2017-2019 годах на расходы будет не хватать порядка 5,3–5,6 трлн рублей. Часть из этих средств планируется брать из Фонда национального благосостояния.

(Гелла Литвинцева, Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» 06 июля 2016 года)

Ссылка на статью на сайте ПРОВЕД