• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Роль высшего образования, как я вижу – создать надежный фундамент, сформировать культуру мышления"

Вадим Грищенко - выпускник магистерской программы "Финансовый аналитик (CFA Institute University Affiliation Program)" 2013 года. На сегодняшний день в копилке Вадима есть достижения как в профессиональной и академической сферах: работа в Центральном Банке, ряд публикаций в научных журналах, участие в конференции «Кризисы и стабильность в макроэкономике: уроки Мински», так и спортивные достижения: участие в международном шахматном турнире «MoscowOpen» и 1-й разряд по жиму штанги лежа в федерациях AWPC, НАП. О том, почему он выбрал магистерскую программу "Финансовый аналитик" читайте в интервью выпускника Банковскому институту.

1. Расскажите, пожалуйста, о себе: как складывается ваша жизнь после окончания факультета, где вы сейчас работаете, чем занимаетесь?

Когда оставалось уже совсем немного времени до окончания весеннего семестра второго курса магистратуры, я был принят на работу в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (Вадим - Ведущий экономист Управления разработки денежно-кредитной и информационной политики Департамента денежно-кредитной политики Банка России пр. ред.), Департамент операций на финансовых рынках. С первых дней я погрузился в реалии нашего рынка межбанковского кредитования - наше подразделение, в частности, обеспечивало аналитическую поддержку Национальной фондовой ассоциации (НФА) при расчёте ставки RUONIA. Мы работали с базами данных по денежному рынку, участвовали в обсуждении лимитов по операциям Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности, а также установлении официальных курсов валют. Затем был создан Департамент денежно-кредитной политики. С этого момента и до сих пор я работаю в его подразделении, которое занимается разработкой денежно-кредитной политики. Вначале мы были сильно вовлечены в «операционные» моменты – всё, что связано с инструментами центрального банка и их развитием. Финальная фаза перехода к режиму инфляционного таргетирования происходила на моих глазах – как говорится, будет что вспомнить (особенно 2014 год). 
Впоследствии моя специализация изменилась – от операционных вопросов политики я перешёл к стратегическим. К ним относятся анализ макроэкономической ситуации, изучение международного опыта, теоретическое обоснование проводимой политики, объяснение логики действий регулятора обществу. Если говорить о конкретных продуктах, которыми занимается наше Управление, то это пресс-релиз о ключевой ставке, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, частично – Доклад о денежно-кредитной политике, многочисленные внутренние аналитические материалы. 

2. Почему вы выбрали для себя именно магистерскую программу "Финансовый аналитик (CFAInstituteUniversityAffiliationProgram)" для продолжения обучения?
 
Я узнал о ней случайно, благодаря Юле Ушаковой, которая на тот момент работала в Научной лаборатории Банковского института (сейчас она главный экономист Департамента исследований и прогнозирования Банка России). Мне хотелось, чтобы мое образование стало более прикладным и, следовательно, более полноценным.

3. Вам было легко учиться в магистратуре? Обучение ведется на английском, не было ли это сложным моментом?
 
Старожилы ВШЭ, также закончившие эту программу, подтвердят, что требования по теоретической экономике здесь были не такими высокими, как на соответствующих профильных кафедрах. Знания давались в доступной форме, и при желании всё было вполне реально освоить. На начальном этапе мне пришлось приложить, скажем так, некоторые дополнительные усилия (я заканчивал бакалавриат МГИМО, где требования отличались). Но достаточно быстро, через пару месяцев, все пошло в стабильном режиме. 
Лично для меня преподавание на английском не было препятствием – экономический английский я уже на тот момент знал достаточно хорошо.

4. Что больше всего вам запомнилось в процессе обучения в Банковском институте?
 
Скажу про преподавателей и курсы. В первую очередь, конечно, хотелось бы упомянуть научный семинар, который вёл у нас академик РАН Револьд Михайлович Энтов. Там мы обсуждали наши будущие курсовые и выпускные работы, на подготовительном этапе – статьи по соответствующим темам. Револьд Михайлович стремился привить нам научную культуру, приобщить к высоким стандартам строгости, принятым в современных экономических исследованиях. Благодаря семинару я понял, что метод «а давайте по очереди будем добавлять в регрессию разные переменные, авось какая-нибудь спецификация окажется приемлемой» не работает – включение каждой переменной должно быть теоретически обосновано. Упоминаемый «метод» – даже не теоретический подход, когда модель не претендует на интерпретацию явления (пример – векторные авторегрессии), это хуже – эклектика, де-факто – самообман и введение читателя в заблуждение. Подобных работ в экономике всегда появлялось много и будет много. И если вы занимаетесь теорией, важно не поддаваться на провокации и уметь отличать зерна от плевел. Заканчивая тему научного семинара, отмечу, что в целом он помог мне развивать критическое мышление – ключевой навык аналитика вне зависимости от его специализации.
 
Револьд Михайлович также вёл у нас теорию финансов. Я всегда восхищался его энциклопедическими познаниями во всех областях экономики и ясностью ума. Следует отметить и его преподавательский дар – он всегда мог объяснить сколь угодно сложное простым, доступным языком. Еще мне запомнились эконометрика и смежные дисциплины, которые вели у нас Григорий Гельмутович Канторович, Борис Борисович Демешев, Марина Юрьевна Турунцева. Особенно хотел бы отметить преподавательские сверхспособности Бориса Борисовича, потому что так доступно, как он, мне ещё никто никогда ничего не объяснял. 
 
С благодарностью вспоминаю преподавателей профильных финансовых дисциплин, особенно Алексея Дебелова, портфельного управляющего с большим практическим опытом. Он вел у нас рынок акций.
 
Кроме базовых дисциплин можно было брать курсы по выбору. В том числе те, которые читались вне Банковского института. С большим удовольствием я прослушал курс «Финансовые кризисы» Наталии Орловой, главного экономиста «Альфа-Банка».
 
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть общение с директором Банковского института Василием Михайловичем Солодковым в процессе написания курсовой. Я писал работу про перенос колебаний валютного курса на цены в экономике, и наши дискуссии о механизмах этого процесса позволили мне продвинуться в понимании макроэкономики.

5. Знания и навыки, полученные в Банковском институте, помогают вам сегодня в вашей профессии?

Наивно было бы ожидать, что по окончании магистратуры «запас знаний» будет более или менее сформирован. Учитывая нашу экономическую реальность, которая (как объект исследования) на порядок сложнее «естественно-научной» реальности, надо быть морально готовым учиться всю жизнь. Роль высшего образования, как я вижу – создать надежный фундамент, сформировать культуру мышления. И программа Банковского института эти задачи, по-моему, успешно решает. 
Так что – да, мне удается продолжать свое профессиональное развитие, в частности, благодаря полученным знаниям и навыкам.

6. Рекомендовали бы вы магистерскую программу вашим знакомым, если бы они не знали, на какой именно факультет хотят поступить? Вы, как человек, который тут учился и знает какие-то особенности, можете развеять сомнения?

Хотел бы отметить два момента. Во-первых, программа практикоориентированная. Во-вторых, (что в определенной степени пересекается с предыдущим пунктом), учебный план соответствует программе подготовки к сдаче 1-го уровня экзамена CFA.
Так что те, кто хочет работать на фин. рынках, в банковском секторе, смогут получить здесь необходимые знания.

7. Что бы вы, как выпускник факультета, могли сказать будущим первокурсникам магистратуры?

Следуйте своим курсом. Определитесь, что вы хотите, ставьте цели и идите к ним.


Вадим Грищенко специально для Банковского института.