• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, кабинет М20-541. Проезд: м. Лубянка, м. Китай-город.

+7 (495) 772 95 90 доб. 22463/ 22484/ 22454

e-mail: bank@hse.ru

Мы в Telegram и Вконтакте
 

Книга
Мировая экономика в период больших потрясений

Бобылев С. Н., Голяшев А. В., Григорьев Л. М. и др.

М.: ИНФРА-М, 2022.

Глава в книге
Post-industrial, Post-pandemic? The Service Economy in the Wake of COVID-19

Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Z. et al.

In bk.: COVID-19 and Society. Socio-Economic Perspectives on the Impact, Implications, and Challenges. Cham: Springer, 2022. Ch. 6. P. 95-128.

Препринт
Evaluating the 2013 Islamic Banking Regulation Capital Reform Implication for the Valuation of the Islamic Banks

Stefanenko V., Савенко Д. А., Penikas H. I.

2021 International Conference on Sustainable Islamic Business and Finance. 5-6 Dec. 2021. IEEE, 2021

«Я считаю бессмысленным делить банки по территориальному признаку»

Поможет ли региональным банкам упрощенное регулирование, которое обещает ввести Центробанк? Не факт, сомневается директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков

— Василий Михайлович, насколько важна инициатива ЦБ ввести дифференцированное регулирование для региональных банков?

— Спасибо Эльвире Набиуллиной, что она подняла этот вопрос. До этого у ЦБ была железобетонная позиция, что все банки одинаковые, и что всех надо загонять под Базель III — и Сбербанк, и «Рога и копыта». С таким подходом мы бы скоро потеряли бы региональные банки вообще.

Исчезновение регионального банка означает, во-первых, сокращение конкуренции, во-вторых, рост ставок, а в-третьих, то, что нишу банков займут различные МФО, которые кредитуют не под 30% годовых, а под 600%. Естественно, люди не будут возвращать такие кредиты, за ними будут бегать коллекторы, а за ними — прокуратура.

Небольшие банки оказались в прямой конкуренции с государственными монстрами вроде ВТБ24 или Россельхозбанка

Однако надо разбираться, в чем именно будет дифференцированость и будет ли от нее толк.

— Но ведь со стороны, по крайней мере, юридических лиц спрос на региональные банки сейчас небольшой: в последние годы мы видим, что средства предприятий перетекают в крупнейшие, системообразующие банки.

— Очень много сделано за последние два года для того, чтобы этот переток произошел. Была создана неправильная система конкуренции. С одной стороны, юрлица обязаны иметь счета в банках. С другой стороны, если у банка отзывается лицензия, то юрлица стоят последние в очереди в получении денег. И регулятор, к сожалению, ничего не делает для того, чтобы этот процесс каким-то образом изменить. Грубо говоря, отзыв лицензии у банка, где обслуживается некая небольшая фирма, означает смерть этой фирмы.

Небольшие банки оказались в прямой конкуренции с государственными монстрами вроде ВТБ24 или Россельхозбанка, которые всегда могут рассчитывать на помощь от государства.

— Правительство будет обсуждать параметры упрощенного регулирования уже осенью. Какие моменты требуют дополнительного обсуждения?

— Во-первых, надо рассматривать вопрос о том, что юрлица в каком-то виде должны входить в систему АСВ. Я понимаю, что у АСВ сейчас очень тяжелая ситуация, денег нет, но и этот вопрос надо решать.

Изначально, когда создавалось АСВ, было два источника пополнения фонда. Первый — взносы банков, а второй — то, что деньги банка, у которого отозвана лицензия, будут искать, находить и возвращать. Сейчас АСВ существует практически только на взносах и кредитах центрального банка. По данным АСВ, возвращается не более 17% средств, остальные деньги к моменту отзыва лицензии уже выведены. Вот чем должны заниматься наши правоохранительные органы, а то число их с каждым днем растет, чего нельзя сказать о качестве работы.

Надо рассматривать вопрос о том, что юрлица в каком-то виде должны входить в систему АСВ

Во-вторых, необходимо ввести различное регулирование для банков с разным капиталом.

— То есть делить банки надо по размеру, а не по территориальному признаку?

— Конечно. Я считаю бессмысленным делить банки по территориальному признаку. Это хорошо работало, когда у нас вечерней лошадью посылалась телеграмма об открытии аккредитива. Сейчас все работает немного по-другому. Почему я, сидя в Москве, не могу воспользоваться интернет-банком из Иркутска, если он мне удобен по каким-то причинам?

Возьмите, к примеру, недавний случай, когда Дмитрий Каменщик (владелец аэропорта «Домодедово».— Bankir.Ru) должен был выплатить банкам деньги, и при этом должна была быть гарантия, что он действительно выплатит. Как это делается со времен Древнего Рима? С помощью аккредитива. Каменщик помещает деньги в банк, и при определенных условиях эти деньги переходят от него куда-то. Судя по действиям Следственного комитета по аресту счета, он до сих пор не в курсе такой возможности, как и банки, не могущие ее предложить.


Василий Солодков: «Какие-то банки рыночно умирают, а какие-то начинают химичить»
Три рекомендации по спасению банковского рынка, какими будут нефть и курс рубля, почему умирают банки — избранные места из видеоинтервью с Василием Солодковым, директором Банковского института ВШЭ.


Или как покупаются квартиры? Когда люди закладывают деньги в банковские ячейки, а дальше следуют сложные манипуляции. Система каменного века! В рамках этой системы сложно говорить о каких-то реальных финансовых инновациях.

Есть еще один момент. Банк России дает сейчас рекомендации госпредприятиям, где держать деньги, а где нет. Наверно, можно понять, почему он это делает. Но давайте откроем Конституцию, что там написано? Что все формы собственности равны. А что делает ЦБ? Он загоняет все госпредприятия — а деньги в кризис есть только у них — в госбанки или наиболее крупные банки. А остальным банкам как выживать в этих условиях?

— Любая законодательная инициатива может трансформироваться во что угодно — мы с вами ни один раз это видели. В чем самая большая угроза дифференцированного регулирования, чем оно может обернуться?

— Самая большая угроза — это создание регулятивного арбитража. Когда у нас будут такие нормы, когда можно будет деньги из одних организаций, которые регулировались по одному способу, перебрасывать в другие, которые регулируются по-другому, и из этого извлекать прибыль.

Возникнет большой надутый пузырь. Деньги будут гоняться по кругу, ничего не принося в экономику. Можно предполагать, кто от этого выиграет, но точно не экономика.

Самая большая угроза — это создание регулятивного арбитража

— Как этого избежать?

— Первым делом, надо спокойно сесть за стол и обсудить. Давайте спросим банкиров, представителей Центрального банка, представителей общества защиты прав потребителей, самих потребителей: какие изменения нужны? Пусть наука скажет свое слово, велосипед ведь изобретен давно. Как должна развиваться наша банковская система, чтобы способствовать развитию всей экономики? Чтобы ставки по кредитам были ниже, а по депозитам — выше и в целом система работала эффективно, выполняя свою функцию финансового посредника. Банковский институт ВШЭ готов предоставить соответствующую площадку, тем более что  у нас в этой области есть много разработок.

— Мы с вами в сентябре говорили о том, что появляются в России целые регионы, где уже нет своих региональных банков. Может ли инициатива ЦБ при ее удачном воплощении способствовать возникновению новых региональных игроков?

— Пока, к сожалению, я не вижу к этому предпосылок. Тренд на сокращение банков продолжается.

(, 11 июля 2016 года, портал BANKIR.RU).

(Ссылка на статью на портале BANKIR.RU)