C 1 апреля внутрироссийские операции по пластиковым картам MasterCard будут обрабатываться на территории России. Такую норму российские власти ввели после того, как в 2014 году международные платежные системы заблокировали операции по картам отдельных банков, попавших под санкции США. В ближайшие месяцы примеру MasterCard последует ее основной конкурент, Visa. При этом в конце марта распространялись слухи о том, что переход будет проходить со сбоями, от которых пострадают держатели карт. Slon обсудил ситуацию с директором Банковского института Высшей школы экономики Василием Солодковым.
– На сайте Центробанка говорится:
«Национальная система платежных карт (НСПК) запустила к 31 марта 2015 года операционно-клиринговый центр для обработки внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем». Что это означает в переводе на обычный язык?
– До сегодняшнего дня, когда вы пользовались картой MasterCard (у Visa все пока остается как было), то информация о том, с какого счета на какой переводить деньги, проходила через процессинговый центр, находящийся вне территории России. В случае Visa – в США. Что сделали российские власти? Они по расчетам внутри России, то есть когда мне надо перевести деньги с моего счета на ваш, сделали так, что не надо для этого связываться с Америкой, а расчет происходит здесь, внутри страны через национальную платежную систему.
– Копия этой информации все равно отправляется за границу?
– Я думаю, да. Смысл такой, что раз расчеты идут здесь, то они не могут заблокировать оттуда операции по карте, пока вы пользуетесь ею внутри Российской Федерации. Мы же стремимся к независимости.
– Как будет существовать эта система, если MasterCard, допустим, решит ввести ограничения против российских пользователей?
– Расчеты будут идти только внутри Российской Федерации. Будут использовать ту инфраструктуру, которая у MasterCard есть здесь, тот процессинговый центр, который построен. Если от MasterCard потребуют что-то заблокировать, она ответит: «Я не могу это блокировать, это не мое».
– А раньше могла?
– Раньше да, потому что все расчеты шли через процессинговый центр, который находится на территории Соединенных Штатов или еще где-то. Но самое смешное: я вчера в магазине наблюдал, как расчеты по Visa шли, а MasterCard – нет.
– Ну, это могло быть связано с другими причинами.
– Может быть, не знаю. Но я это видел своими глазами. Понимаете, в чем проблема. Есть отлаженный десятилетиями механизм, в этот механизм сейчас вставляется абсолютно инородное для него тело. Как оно сделано, ни вы, ни я, никто не знает. Это черный ящик.
– Вы имеете в виду процессинговый центр в России?
– Ну конечно. Как он будет работать – хорошо или плохо, что при этом будет, очень сложно сказать.
– Какие риски несет этот «черный ящик»? Что может пойти не так?
– Может платеж не пройти – то, что я вчера наблюдал. Может пройти несколько раз за одно и то же или прийти не туда. Понимаете, это как был Fiat 124, а из него сделали «Жигули». Fiat ездил долго, а «Жигули» начинали разваливаться, как только покидали конвейер АвтоВАЗа. Будем надеяться, что все это нам не повредит, но угроза есть.
– Какая часть операций той же MasterCard, если смотреть на обслуживание пластиковых карт, остается за пределами России?
– Когда вы выезжаете за пределы России, то расчеты там, скорее всего, за пределами России и останутся.
– В случае введения ограничений против России со стороны платежных систем люди смогут пользоваться картами внутри страны, но насколько долго? Можно ли будет выпускать новые карты?
– Во-первых, никто таких ограничений вводить не собирается. Давайте пугать не будем. На самом деле никто против нас никаких ограничений не вводит. А то, что вводилось, – это ограничения исключительно против друзей Владимира Владимировича, чтобы те на него повлияли. Но это ни к каким результатам не привело. Никто не собирается бороться с народом Российской Федерации.
– Но все-таки, если допустить такой сценарий…
– Если допустить такой сценарий в худшем варианте, происходит блокирование коррсчетов российских банков. Это то, что происходило с Ираном, когда Иран всем грозил кузькиной матерью. В этом случае все трансграничные расчеты прекращаются, и не только по картам. За рубеж надо будет выезжать с наличными. Вы себе тогда ни машину не забронируете, ни гостиницу, ни самолет – ничего. Это такая ситуация, когда мы полностью исключаемся из существующего миропорядка.
– Перенос обработки операций в Россию расширит доступ государства к информации о гражданах?
– Конечно. Это еще одна цель – посмотреть, не перевели ли вы случайно деньги Навальному. Это очень важно, это просто в интересах государства.
– Властям уже удавалось найти тех, кто переводил деньги Навальному, с ними беседовали представители правоохранительных органов. То есть эта информация и так была доступна?
– Это коснулось людей, которые переводили средства через «Яндекс.Деньги», но не по картам. А теперь, очевидно, станет доступна информация по переводам с карт.
– То есть можно будет определить, кто финансировал условного Навального или еще что-то?
– Да. И потом спрашивать у него, по доброй воле он это делал или Навальный его заставил.
(Текст: Георгий Неяскин, Slon.ru, 01.04.2015)
Текст статьи на портале Slon.ru