• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Студенческая лаборатория: подготовка кадров для рынка и мегарегулятора

В рамках программы по повышению финансовой грамотности Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу работает с различными социальными и возрастными категориями населения. Это и школьники, и студенты, и военнослужащие, и представители самых разных гражданских профессий, и пенсионеры. Но особое место в программе занимают студенты экономических ВУЗов.

Особое место среди участников программы занимают студенты – в первую очередь будущие экономисты и финансисты. Объясняется это как тем, что теоретически они подготовлены лучше других, так и — в первую очередь — тем, что многие выпускники экономических вузов вскоре начнут работу в коммерческих банках и некредитных финансовых организациях. Именно поэтому очень важно донести до них позицию Банка России по важнейшим вопросам макроэкономики, денежно-кредитной политики и т.д. Число студентов-экономистов, принимающих участие в занятиях по повышению финансовой грамотности, постоянно увеличивается.

В ряде территориальных отделений Главного управления студенты экономических специальностей привлекаются для проведения самостоятельных занятий по финансовой грамотности в общеобразовательных школах. Так, отделение «Курск» предложило студентам двух вузов (Юго-Западный государственный университет и Курский государственный университет) проводить такие занятия. 18 волонтеров прошли в отделении необходимую подготовку. В апреле — мае текущего года они уже читали лекции для школьников города.

За последние годы существенно расширился круг вузов, направляющих своих студентов на практику в ГУ

Увеличивается также количество студентов, проходящих в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу производственную практику. Ежегодно около 100 практикантов из Финансового университета при правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, трех факультетов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Высшей школы экономики и других столичных вузов проходят обучение на базе Главного управления. За неполные пять месяцев нынешнего года Главное управление приняло 85 практикантов. За последние годы существенно расширился круг вузов, направляющих своих студентов на практику в ГУ — с трех на начало 2012 года до семи в начале нынешнего.

Увеличение числа ВУЗов-партнеров — как в рамках программы по повышению финансовой грамотности, так и в сфере организации стажировок для студентов — уже само по себе хороший результат. Но, как и в любом деле, главный критерий успешности того или иного проекта — не количественные изменения, а качественные, в данном случае – новое, более высокое, качество обучения, максимально отвечающее требованиям рынка труда и постоянно изменяющейся экономической ситуации.

По инициативе ГУ были проведены переговоры с Финансовым университетом при правительстве РФ о реализации совместного проекта «Студенческая лаборатория». Ответственной за проект стала заместитель начальника ГУ Юлия Бондарева. Приоритетные цели проекта: существенное повышение эффективности работы по программе повышения финансовой грамотности за счет дуальной модели образования, привлечение студентов к аналитической работе в интересах Главного управления. У ребят есть перспектива как зачисления в штат по окончании ВУЗа, так и получения перспективной работы в коммерческих организациях, в том числе на должностях, подразумевающих взаимодействие с Банком России.

Дуальная модель образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится фактически в двух организациях: в ВУЗе он осваивает теорию, а в ГУ — практику, получая необходимые для работы компетенции. Обе организации выступают как партнеры. Эта практика отвечает самым передовым тенденциям на рынке образовательных услуг, и позволяет запрограммировать должный уровень подготовки будущих специалистов. Основными преимуществами модели являются высокая мотивация и гарантия унифицированного уровня подготовки, соответствующего современным требованиям к специалисту финансовой сферы.

Для студентов подобная модель обучения позволяет быстрее стать самостоятельными, адаптироваться к современным условиям работы, войти в рабочий процесс

Благодаря использованию дуальной системы Главное управление как потенциальный работодатель получает возможность готовить кадры «под заказ», выбирать лучших выпускников и снижать затраты на адаптацию молодых специалистов, снижать соответствующие операционные и иные риски. Для студентов подобная модель обучения привлекательна тем, что позволяет быстрее стать самостоятельными, адаптироваться к современным условиям работы, плавно войти в рабочий процесс, а также ознакомиться с нормативной базой и правоприменительной практикой Главного управления.

Важно также отметить, что те студенты, которые пойдут работать в поднадзорные Банку России организации, будут лучше подготовлены профессионально и смогут на практике реализовать требования мегарегулятора, что будет способствовать повышению устойчивости как конкретной компании, так финансовой сферы в целом.

В рамках проекта в ГУ Банка России по ЦФО создана «Студенческая лаборатория». Желание участвовать в ее работе изъявили студенты 2–4-го курсов, рекомендованные ректоратом Финансового университета. В марте 2017 года семь человек успешно прошли собеседование с руководством блока некредитных финансовых организаций (НФО) и научными кураторами, после чего приступили к выполнению заданий. Некоторое время работа проводилась дистанционно, однако сейчас студентам предоставлен отдельный кабинет, оборудованный необходимой техникой.

В чем заключается работа лаборатории? Это контроль за раскрытием информации и выявление групп связанных лиц, осуществляемые на основе мониторинга общедоступной информации. Кроме того, студенты примут участие в разработке автоматизированной системы управления проектами блока НФО. Студенты составляют обзоры нарушений, учатся готовить надзорные материалы.

К положительным результатам следует отнести и эффект взгляда со стороны

Разумеется, на обучение и консультации требуется время, однако эти временные затраты будут компенсироваться за счет все более рационального использования труда студентов. К положительным результатам первых недель работы следует отнести и эффект взгляда со стороны: иногда студенты задают вопросы, которые заставляют специалистов посмотреть на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг под другим углом, нестандартно.

Кроме того, студентам Финансового университета предложены темы курсовых работ, связанные с надзором за участниками финансового рынка, а также с денежно-кредитной политикой, анализом рисков, функционированием Национальной платежной системы и т. д. По договоренности студенты, взявшие предложенные темы, смогут пройти практику в подразделениях Главного управления.

В планах руководства Главного управления создание научно-методического совета по развитию проекта. В функции этого экспертного коллегиального органа будет входить координация методического обеспечения работы со студентами, в частности, деятельности Студенческой лаборатории, рассмотрение и оценка предложений по совершенствованию образовательного процесса. Совет создается, в том числе, для формирования стандартов подготовки специалистов финансового профиля. Это, с одной стороны, позволит готовить специалистов с востребованными сегодня профессиональными компетенциями, а с другой — адаптировать образовательный процесс к запросам рынка труда.

Востребованность на рынке выпускников, имеющих опыт профессионального общения с мегарегулятором, будет достаточно высокой

Одна из главных целей проекта — сближение с рынком. В результате его реализации (а также других, подобных ему) студенты получают хорошую профессиональную подготовку — как те, что приходят на работу в ГУ, так и те, местом работы которых становятся организации – участники финансового рынка. Очевидно, что востребованность на рынке выпускников, получивших необходимые знания и навыки, а также, что очень важно, имеющих опыт профессионального общения с мегарегулятором, будет достаточно высокой. Кроме того, поработав бок о бок с сотрудниками Банка России, молодые специалисты перенимают их опыт, воспринимают ценности Центрального банка, образ мышления его сотрудников, начинают думать и действовать «на одной волне» с ними.

Таким образом, программа повышения финансовой грамотности — по крайней мере, применительно к студентам экономических специальностей – получает качественно новое развитие. Она перестает быть «улицей с односторонним движением» и начинает работать не только на финансовую систему, но и на высшие учебные заведения и самих студентов.

Этот пилотный проект — лишь «первая ласточка» в ряду многих подобных, однако даже предварительные результаты реализации позволяют прогнозировать его успешное развитие и расширение. С большой долей вероятности примеру Финансового института при правительстве РФ, активно сотрудничающего с Главным управлением Банка России по Центральному федеральному округу в сфере профессиональной подготовки будущих выпускников, последуют и другие ВУЗы. Представляется, что такой опыт совместной работы с экономическими ВУЗами может быть полезен и профессиональным участникам рынка финансовых услуг.

(, ссылка на статью на сайте Bankir.ru)